Меню

Зачем снятся сны гражданская оборона кто поет



Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — история альбома «Зачем Снятся Сны» (2007)

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

8. Упадок
(Е. Летов)

9. Где
(Е. Летов)

19. Осень
(Е. Летов)


Все слова и музыка — Егор Летов, кроме 13 — Олег Лищенко

Продюсер — Егор Летов.

Записано с 28.07.2006 по 18.09. 2006 в ГрОб-студии, кроме «Кроликов», записанных 23.01.2007 там же. Сведено 24-31.01.2007, а также 03-10.02.2007 в ГрОб-студии Егором Летовым, Натальей Чумаковой и Александром Чеснаковым.

ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары
АЛЕКСАНДР ЧЕСНАКОВ: гитары, басс, орган
НАТАЛЬЯ ЧУМАКОВА: голоса, басс, орган
ПАВЕЛ ПЕРЕТОЛЧИН: ударные

Директор: СЕРГЕЙ ПОПКОВ.

«Метафизический» релиз альбома состоялся в день Победы — 9 мая 2007 года.

***
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 24.09.2006:

— Только что появилось сообщение, что вы закончили запись нового альбома «Зачем Снятся Сны». Как оцениваете результат и когда ждать релиза?

— Альбом расхваливать не буду, хотя и очень хочется. Могу лишь сказать, что во внутреннем пространстве творчества Гражданской Обороны это примерно то же, что «Forever Changes» у Love. Если в «ДСЖ» и «Реанимации» задуманное было воплощено на 200 процентов, то здесь на все 500. На данный момент — это максимальная реализация того, что я хотел сказать и сделать. Альбом посвящается светлой памяти Сида Барретта и Артура Ли — моим учителям, ушедшим из жизни этим летом.
Звуковой материал весь записан, осталось его свести и выпустить. Надеемся это сделать как можно скорее, желательно к Новому году как подарок всем Нашим.

***
Егор Летов об альбоме «Зачем Снятся Сны». Москва «Б1». 26.05.2007:

Егор Летов: Я вышел на определённый, качественно новый, уровень, скажем так. Я это называю «колодец» (примерно то же самое, что Башлачёв называл). Это, когда некая пробка выбивается… всё, что было закупорено до этого, и идёт просто фонтан. Я просто брал гитару и в день сочинял по песне, по две, по три… Мне Наташка подарила такой маленький диктофончик, я с ним не расставался, ходил и постоянно напевал вслух. После чего напевал все партии — от баса вплоть до барабанов, соло и т.д. Таким образом, всё это достаточно быстро собралось в определённую, цельную такую, вещь.
Всегда, когда делаешь альбом, оно в некий момент становится… Ну, как я, например, «Сто Лет Одиночества» делал. Сначала возникают отдельные, не связанные между собой, вещи. Потом появляется самое главное звено, которое объединяет всё. Тогда становится понятно — для чего это, о чём это… Вот в «Сто Лет Одиночества» это была «Вечная Весна в одиночной камере». Когда я её сочинил, я понял, про что (альбом) будет, чем он начнётся, чем закончится. Т.е. он сразу представляет собой такую определённую схему.
Ну, и здесь было, примерно, то же самое.

— Какая песня была связующей?

Егор Летов: Связующей была «Я чувствую себя не в своих штанах», как ни странно… Мне просто очень захотелось спеть эту песню Олега Лищенко.
Кроме того, я решил впервые сделать такой альбом, который не зависит от… У меня был определённый момент: Как на это отреагируют извне? Что будет после определённых альбомов? Какая публика сейчас? Что происходит в политике? А тут я решил просто впервые сделать то, что мне хочется сделать по жизни вообще — вне вот этого всего «нравится кому-то — не нравится» — совершенно вот насрать. Просто я делаю вещи впервые в жизни, которые мне просто нравится делать всегда. Мне было совершенно наплевать — прозвучит это в контексте времени или нет. Я ожидал две реакции на альбом — либо это всё перевернёт к чёртовой матери и понравится однозначно, либо полностью будет неприемлемо для определённой части аудитории.
В Интернете правильно некоторые сказали, что произошёл в результате этого альбома некий водораздел между какими-то людьми типа «панки, хой!» и какой-то новой аудиторией, для которой я сейчас, как бы, работаю. На самом деле я работал всегда для неё, просто в силу определённых обстоятельств, определённой культуры нашей или там бескультурья нашего («культурной среды» — рока нашего вонючего и т.д.) приходилось, так или иначе… То есть, у нас аудитория была смешанная — какая-то часть была из каких-то гавнюков, которые к нам совершенно отношения не имели. А сейчас, как я понимаю, всё стало на свои места — и хорошо!
…Альбом представляет собой нечто вроде дерева, где каждый из лепестков, листьев, веточек представляет собой максимально экстремальные положительные (вот именно — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ) состояния сознания, которыми всегда грезили визионеры — наркоманы, художники, поэты и т.д. Мне хотелось создать не мрачное, а то, ради чего люди потребляют ЛСД, идут на смерть, прыгают с парашютом, идут в наёмные солдаты, в экстремальные точки едут и т.д. То есть, ради определённого Праздника — Праздника такого экстремально-экзистенциального, мистического Праздника. Потому что, если Праздник нет, то эта жизнь нахуй не нужна.
…Это максимально свободный мой альбом. Для меня это — самый лучший мой альбом, который мне лично максимально нравится. Потому что я делал всё с превеликим удовольствием. Потому он записан очень быстро — с точки зрения всех этих новых технологий — компьютерных, цифровых… Это раньше было легко писаться, потому что, как не запишешься — всё равно что-то там получится — на «Олимпе» и т.д. А сейчас тяжело создать то, что хочешь с помощью современных технологий, потому что вся лажа проходит, гитары там неправильно настроенные… А здесь от начала до конца альбом был записан за месяц.

Читайте также:  К чему снится мужчине что другой поймал рыбу

***
Интервью Е. Летова журналу «Ровесник», август 2007:

— Новый альбом «Зачем снятся сны?» — проект масштабный, философский. Такое впечатление, что вы поднялись над социальными проблемами…

— Не знаю. Просто альбом сделан без поправок на реальность. Никакой политики и т.д. Мне вообще было плевать на то, что здесь происходит. Впервые я создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что я чувствую. Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать. А с помощью всяких изменяющих сознание практик сделал диск для себя, сделал максимально точно, живо, и очень доволен!

***
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 24.09.2006:

— Вы говорили, что новый альбом будет альбомом ОПИЗДЕНЕВШИХ, а не ГО. А под каким из этих названий он пойдёт в тираж? То есть, будет ли продолжение истории про многоточия на обложках и пр. или покупая диск ГО-«new», нужно будет иметь ввиду, что это не ГО. Заранее спасибо за ответ и извините, если от дела оторвал.

— В конце концов, мы решили, что это будет всё-таки альбом Гражданской Обороны. Дело в том, что вообще — это альбом Егора и Опизденевших, но в процессе записи выяснилось, что материал Опизденевших сыгран и записан именно ГО, причём самым классическим образом. Со всеми характерными составляющими, от свободной импровизации до жёсткого, демонстративного минимализма. Причём задуман он был чисто и прозрачно звучащим от начала и до конца, а получился в целом довольно плотным и тяжёлым. Единственное, что осталось от первоначального замысла — это натуральное звучание Vox’a, Farfiss’ы Hammond’а. Занятным образом получилось, что демо к этому альбому (весьма, кстати, самодостаточное) — это именно Егор и Опизденевшие, а сам альбом — это Гражданская Оборона. Так или иначе логотип «Егор и Опизденевшие» будет где-то присутствовать в оформлении, пока ещё не знаем, где.

***
Е. Летов, информация с официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 2007:

…Возникновение последнего альбома случилось с классического бэд-трипа, кислотной передозировки, если кто не понимает (чего со мной никогда доселе не случалось), который, собственно, и дал толчок к дальнейшему развитию событий. После глобального переосмысления произошедшего, двухнедельного самоочищения и самокопания был предпринят вторичный штурм, после чего я перескочил кучу уровней, получил опыт невероятный, которого у меня не было доселе, и стал в определенном смысле вообще другим человеком. Кроме того, у меня открылся, как я это называю, «колодец», из которого хлынула сама собой поэзия, творчество. Я потом ходил по лесу и всяким пустынным местам с диктофоном и едва успевал записывать то, что из меня изливалось непрерывным разноцветным потоком…
…Альбом концептуальный, цельный и посвящается он астронавтам внутренних пространств всех времен и народов. Первая песня так и называется — «Слава Психонавтам».

Е.Летов: …последний альбом был написан после определенных опытов с кислотой. До этого я ее года три вообще не употреблял, после этого у меня был очень жестокий бэд трип, впервые в жизни, потом в следующий поход меня прошибло — такое ощущение, что где-то внутри пробка была. Обычно как это возникает? Когда сам себе надоедаешь, начинаешь сниться самому себе. Весь мир представляется как комната, полная зеркал, — куда ни глянь, везде ты, внутри самого себя начинаешь задыхаться. У нас раньше был директор, он говорил: «Я от себя очень сильно устал, надо что-то принять, я себя страшно за***л». Вот то же самое и у меня было. Это даже не депрессия была, а ощущение чего-то совсем безнадежного, когда задыхаешься просто от своих мнений, от своих полностью устоявшихся точек зрения. И когда все это было сломано — оно точно пробило какую-то пробку, будто меня изнутри протаранило, возник страшный фонтан. Я только и успевал записывать: брал двенадцатиструнку, как говорил Нил Янг, от гитары тоже зависит, какие песни сочиняются, это очень точно, — и сидел, сочинял. Теперь у меня другая беда. Все мои последние путешествия — а я долго это дело практиковал, и всегда для меня это был опыт творческий, на уровне архетипического понимания себя и окружающего — стали трансперсональными. Это то, про что словами говорить невозможно, а стало быть, невозможно ни поделиться, ни передать. Во всяком случае, я пока не знаю, как это сделать. Первый раз, когда я после записи альбома отправился снова, я увидел, что такое смерть. Я просто неожиданно понял, что это. Наглядно понял, что нечто, что являет собой человек, — это как аквариум с рыбками, который находится внутри океана. А при смерти он ломается. Он все равно там остается, но у него уже нет рамок. После этого — когда ты вдруг такие вещи понимаешь — становишься немного другим человеком. То есть ты уже не живой, не мертвый, а какой-то вечный, что ли. В следующий раз я вообще уже был не человек, был какой-то вселенной. Этот опыт — он уже с точки зрения творчества неприменим, к сожалению. Я даже не знаю, что я буду делать дальше, поскольку я об этом говорить словами не могу. Об этом вообще очень сложно говорить. Об этом можно думать… Нет, не думать даже — чувствовать.

Читайте также:  К чему снится воробей в помещении

***
М. Семеляк, информация с официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 2007:

Большой (почти 70 минут) панорамный альбом «Зачем снятся сны» по обыкновению записывался в Гроб-студии — с новым барабанщиком Павлом Перетолчиным. В последний момент на пластинку попала песня «Кролики», сочиненная Летовым уже по окончании записи.
Альбом получился «новым» не только в буквальном смысле — это и в самом деле не совсем обычная для группы история. «Зачем снятся сны» вполне можно, позабыв про стыд, назвать светлым альбомом, однако сам Летов предпочитает именовать его «сияющим», добавляя при этом, что альбом подобного радостного рода — скорее всего, последний в дискографии «ГО». Далее всё будет несколько жестче.

***
Е. Летов, из интервью журналу «Русская Жизнь», май 2007:

Этим альбомом мы посадили ДЕРЕВО (не путать с фантазийным наивным деревом с обложки «Звездопада»). И все отростки, веточки и цветы его — это чистые, кристальные и солнечные экстремальные состояния сознания, которые необходимы человечеству. Иначе не было бы всех этих религиозных метаний, поисков новых галлюциногенов, практик. Того, чем занимаются во все времена художники-визионеры. Скорее даже, может быть, это и не дерево, а нечто вроде огромного сверкающего одуванчика.

***
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 25.01.2008:

На конечной стадии записи всё аранжируется втроём — я, Наталья и Саня Чеснаков, причём всё это происходит непременно стремительно, не более чем за несколько часов. В последнем альбоме все соло были сочинены и записаны за 3 дня, и это очень роднит его по духу с нашими ранними альбомами 87-88 годов, когда работа принципиально не занимала более недели.

***
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 25.01.2008:

— Можно узнать историю оформления СНОВ? какие варианты были ещё или всё возникло сразу ?

— Возникало несколько вариантов оформления, все примитивистские, но в конце концов остановились на серии работ на тему всемирного потопа, которую мы долго и кропотливо собирали из разных источников, к сожалению, изрядная часть осталась за бортом.

***
Название альбома — скорее всего, навеяно названием советской эстрадной песни «Зачем снятся сны» в исполнении Эдиты Пьехи. См. ролик:

Так же — «Зачем снятся сны» — называлась композиция с изданного ограниченным тиражом альбома «Егора и Опизденевших» «Психоделия Tomorrow».

Этот звук с огромным количеством наложений объясняется очень просто. Когда пишешься в цифре, звук получается очень плоским, и без наложений не обойтись. Поэтому писались три гитары в унисон обязательно, голосов несколько. Тут чисто технические моменты. Изначально аппаратура-то была довольно примитивная, это уже к «Зачем снятся сны» возник хороший микрофон, на котором можно было два голоса прописать, — и все. От примочек это тоже зависит. От гитар. Даже когда переборы — мы писали две гитары: Чеснаков (Александр Чеснаков, гитарист последнего состава группы. — Прим. ред.) их на двенадцатиструнке выводил, потел, пальцы стирал… Когда мы ближе к концу уже перешли на Rickenbacker двенадцатиструнный, все стало совсем по-другому, он сразу все иначе раскрасил. Без этой гитары «Зачем снятся сны» не были бы записаны, это совершенно точно. Когда появляется новый инструмент, меняется и музыка, и даже стиль. Это все не мелочи, Егор к этому очень серьезно относился.

Читайте также:  К чему снится голубь в руках влетевший

Записываться дома — это был принципиальный момент. У Егора было два опыта записи в чужой студии, и они его абсолютно не устроили. Там невозможно добиться того, что ты хочешь, потому что влезет звукооператор, потому что техника чужая, ограничение по времени. А тут ты в любой момент встал, пошел в другую комнату — и пишешься в таком состоянии, в каком надо, никто не отвлекает, не мешает. Ему было важно контролировать обстановку, в которой он будет что-то делать. Поэтому нам тяжело дался переход на компьютер: когда что-нибудь зависало или я просто не знала, как сделать, — приходилось же на ходу учиться, — он страшно бесился. Начинал кричать: «Лучше бы я на «Олимп» писался, сейчас у меня все перегорит, пока ты там это, я компьютер выкину в окно…» Но в итоге все, естественно, получалось.

…Про «Зачем снятся сны» я могу вот что сказать. Егор всю жизнь до этого альбома песни писал в основном на страшном негативе, на энергии ненависти. Я очень хорошо знала эти моменты: когда он в дикое бешенство приходит от чего-то, начинается атмосфера полного безумия — скорее всего, это выльется стихом или песней. Причем на любые события — хоть бытовые, хоть политические: бомбардировка Ирака или фильм по телевизору страшный — все могло вызвать прилив ненависти, как нынче говорят, «ко всему плохому». Так было всегда, он так привык. И «Зачем снятся сны» — это был совершенно внезапный и очень странный перелом. Весь этот альбом записан на энергии света. И в этом смысле, я думаю… Ну, он часто говорил: может быть, этот альбом последний, следующий последний. Но этот стал очевидно последним. Я его буквально несколько дней назад переслушивала — он невероятный, конечно. Я думаю, он пока еще просто не понят.

***
Павел Перетолчин, барабанщик «Гражданской обороны» (2005–2008), «Афиша», 19.02.2013:
http://www.afisha.ru/article/letov_5_years/

С Егором было работать легко и понятно — ему был очень близок примитивизм и минимализм, да и я всегда был далек от исполнения каких-то пассажей на барабанах. Егор очень хотел записать абсолютный альбом — по звуку, тематике, подаче, текстам, по всему. Такой, чтобы его все слушали и он всех пронимал. «Зачем снятся сны» он считал очень близким к такому вот абсолюту — и он стремился сделать понятную, близкую и светлую запись. Я думаю, что получилось.

***
Интервью Е. Летова журналу «Ровесник», август 2007:

— Альбом записан, что будете делать дальше?
— Я сравниваю создание альбома с подъемом на гору. Пока поднимаешься, не видишь, что за горой. Поднялся — а там следующая гора. Это известное японское определение духовного поиска. После подъема идет спуск: нужно отдыхать, набираться определенного опыта, энергии, вдохновенья. В таком состоянии мы обычно занимаемся римейками, пересматриваем архивные материалы, тем более что нам предстоит переиздать еще около пятнадцати альбомов: «Коммунизмы» разные и т.д. Впереди много работы.

***
Наталья Чумакова (жена Егора Летова). Презентация книги «Егор Летов. Офлайн»:

Что касается последнего альбома, если вообще имеет смысл об этом говорить, он вообще совершенно другой. То, что он — последний, я думаю, он это чувствовал и знал. Если до этого, в основном, всё, что он писал и сочинял, к сожалению (или к счастью), было записано на энергии ненависти (т.е. когда он видел что-то, что его просто доводило до судорог ненависти — какие-то страшные события — и на этом контрасте он всегда писал), то «Зачем снятся сны» записан, наоборот, на… не то, чтобы принятии… чувстве бесконечного этого счастья, благодарности… не знаю, там… любви. Это совершенно другой альбом. И то, что мы успели его записать… я думаю, что иначе и быть не могло.

_______________________________________________________________________

Источник